• 7 ноября 2015, суббота
  • Москва, Спиридоновка 2/6 Музей-квартира А.Н. Толстого

Русский поставангард в международной системе искусства. Александра Кольцова-Бычкова. Парижские работы 1928—1932. Михаил Соколов (1885—1947) Лекция Александра Балашова

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

3099 дней назад
7 ноября 2015 c 17:00 до 19:00
Москва
Спиридоновка 2/6 Музей-квартира А.Н. Толстого

Русское искусство поставангарда очень часто (и даже как правило) рождается не из намерения быть таким, как в Европе, а из собственного требования к себе — быть собой, собственного ожидания от себя — себя, и ещё больше — из ощущения пустоты, которое постоянно возникает в русской культуре и проявляется как необходимая для культурного самосознания и саморазвития разница давлений в различных зонах национальной культуры.

Несмотря на то, что для многих художников, чьё становление пришлось на 1920-е — 1930-е годы, французское (и в значительно меньшей степени немецкое и итальянское) искусство сыграло очень важную роль, в целом феномен русского поставангарда не может быть понят и описан как ответ на существование в мировой культуре факта постимпрессионизма и творчества плеяды замечательных художников, представляющих это явление.

Лекция 7 ноября 17:00

Русский поставангард в международной системе искусства.

Александра Кольцова-Бычкова.

Парижские работы 1928—1932.

Михаил Соколов (1885—1947)

Русское искусство поставангарда очень часто (и даже как правило) рождается не из намерения быть таким, как в Европе, а из собственного требования к себе —  быть собой, собственного ожидания от себя — себя, и ещё больше — из ощущения пустоты, которое постоянно возникает в русской культуре и проявляется как необходимая для культурного самосознания и саморазвития разница давлений в различных зонах национальной культуры.

Вот что пишет об этом Н.Н.Пунин в 1923 году в «Обзоре новых течений в искусстве Петербурга»:

«Пять лет тому назад нельзя было начать говорить о русских «футуристах», не продумав предварительно, ну хотя бы французского кубизма, а теперь оказывается Париж так же относится к русскому искусству, как стрелка на рельсах к железнодорожному пути. Влияние русской иконы на Татлина неизмеримо больше, чем влияние на него Сезанна и Пикассо; тоже влияние Сезанна, Пикассо и Руссо на Бруни меньше, чем влияние А.Иванова; для Лебедева больше, чем Сезанн и Брак, значат русские народные картинки и т. д. Таким образом, действительно, форма, — грубо говоря — форма Брака-Пикассо, т. е. кубизм, — казавшаяся интернациональной формой нового поколения, сломана национальными, а затем и индивидуальными традициями, и теперь воспринимается только как стиль эпохи…»

И далее Пунин пишет: «Что касается индивидуальных традиций, то в отношении их единство формы особенно призрачно. Индивидуальные традиции есть не что иное, как биография художника… Нет единства формы, нет «направления», а есть художники.»

Это наблюдение и мысль Пунина, возможно, становится отправной точкой в понимании логики становления системы п о с т а в а н г а р д а:

это не модель оформления большого стиля, это процесс развития полифонии; это не центростремительная, а центробежная культура, она реализуется в одновременном звучании множества голосов, которые слышат друг друга, но, слыша, находят в другом не столько место притяжения, сколько точку отталкивания. Наличие бесконечно многих «других» необходимо.

Именно так, отталкиваясь и отдаляясь друг от друга, множество самостоятельных художников отправляются на исследование пределов не вызывающей вопросов реальности. Теперь общая для всех реальность ставится под сомнение.

Искусство поставангарда — это не столько ответ, сколько именно вопрос; это искусство устало от симуляций прозрений и откровений предшествующего десятилетия.

Искусство происходит из ощущения реальности и одновременно — из вопрошания о ней; иногда это вопрошание рождается из ощущения тайны, окружающей мир.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше